Проект Apache OpenOffice готовится к забвению
Иллюстрация с сайта En.Wikipedia.Org
1 сентября в почтовой рассылке openoffice-dev началось обсуждение вопроса, к каким последствиям приведёт прекращение поддержки свободного офисного пакета Apache OpenOffice (ранее известного как OpenOffice.org).
Инициатором этого обсуждения стал Дэннис Хэмилтон (Dennis E. Hamilton), которого совет некоммерческой организации Apache Software Foundation (ASF) назначил вице-президентом по проекту Apache OpenOffice. Причина таких разговоров проста: по мнению Хэмилтона, у проекта нет достаточного количества разработчиков, которые могли бы обеспечить достаточный уровень поддержки и развития для этого офисного пакета. Формального объявления об «уходе проекта на пенсию» ещё нет, но его вероятность очень высока.
Данные события трудно назвать неожиданностью. Сообщество уже на протяжении более 5 лет наблюдает бурное развитие главного и намного более популярного конкурента OpenOffice — пакета LibreOffice, — ставшего офисом по умолчанию во всех популярнейших Linux-дистрибутивах и некоторых других системах. И это происходит на фоне значительно упавшего интереса к OpenOffice, как только Oracle, поглотившая Sun Microsystems, отказалась от его дальнейшего развития и отпустила «в свободное плавание», позже передав бразды правления организации ASF. А сама ASF ещё в январе 2015 года официально признала, что испытывает проблемы с недостатком добровольцев для развития Apache OpenOffice.
Всё идёт к тому, что остался последний формальный шаг, который поставит окончательный крест на распылении сил Open Source-сообщества на два крупнейших офисных проекта и позволит сосредоточить усилия на совершенствовании LibreOffice.
Постоянная ссылка к новости: http://www.nixp.ru/news/13769.html. Дмитрий Шурупов по материалам networkworld.com, Mail-Archives.Apache.Org.
- Oracle отпускает OpenOffice.org в свободное плавание 8 11 16 апреля 2011 г.
- ASF: Офисный пакет OpenOffice.org продолжает развитие 6 17 октября 2011 г.
- Apache Software Foundation перевела OpenOffice в список своих ведущих проектов 4 18 октября 2012 г.
- Разработчик GNOME призвал Apache рекомендовать пользователям OpenOffice переход на LibreOffce 5 6 24 августа 2015 г.
- С релизом офиса Apache OpenOffice 4.1.3 объявлено о возрождении проекта 1 13 октября 2016 г.
Представлен концепт нового «вкусного» интерфейса MUFFIN для офиса LibreOffice 1
С релизом офиса Apache OpenOffice 4.1.3 объявлено о возрождении проекта 1
Разработчик GNOME призвал Apache рекомендовать пользователям OpenOffice переход на LibreOffce 5 6
ASF: Офисный пакет OpenOffice.org продолжает развитие 6
Apache Software Foundation приняла OpenOffice.org в свой инкубатор 1 8
Появился LibreOffice — независимый форк OpenOffice.org от сообщества 10 18
Последние комментарии
- OlegL, 17 декабря 2023 года в 15:00 → Перекличка 21
- REDkiy, 8 июня 2023 года в 9:09 → Как «замокать» файл для юниттеста в Python? 2
- fhunter, 29 ноября 2022 года в 2:09 → Проблема с NO_PUBKEY: как получить GPG-ключ и добавить его в базу apt? 6
- Иванн, 9 апреля 2022 года в 8:31 → Ассоциация РАСПО провела первое учредительное собрание 1
- Kiri11.ADV1, 7 марта 2021 года в 12:01 → Логи catalina.out в TomCat 9 в формате JSON 1
Нет конкуренции между свободными проектами. Конкуренция в СПО — это личная точка зрения, не имеющая ничего общего с реальностью.
Код AOO может быть интегрирован в ЛО, при желании. АОО может, при желании, использовать библиотеки DLP, разрабатываемые сообществом ЛО. В чем конкуренция, кто круче кнопочки расставит?
И не OpenOffice, а Apache OpenOffice, так как проекта OpenOffice уже нет, есть несколько форков от него, в том числе АОО и ЛО.
Очень интересно. В каких других системах ЛО стал офисным пакетом по умолчанию? :))
Нет никакого распыления сил. Достаточно просто посмотреть на количество разработчиков в обоих проектах. Люди, которые не хотят делать патчи под копилевт, не станут комитить в ЛО, даже если к этому станет призывать ASF.
Кроме того, для тех кто не читатель, из рассылки понятно, что это просто обсуждение, и не о каком закрытии проекта речь в настоящее время не идёт.
зы: блин, новости — такие новости.
Есть два продукта ПО, реализующих одни и те же функции. Две кодовые базы, в которые вносят код, тестируют, собирают… Конечно, это не ровно та же конкуренция, что в мире проприетарного рынка, но здесь же и речь шла только про контекст свободного ПО. Если бы всё так просто и однозначно переносилось из одного проекта в другой, то не существовало бы второго проекта (какой смысл?). Действительность, которую я вижу, говорит о том, что нюансы (как и следующее из них распыление сил на поддержку двух проектов) всё-таки есть :-)
Например, PC-BSD / TrueOS (с релизов 10.x) или OpenBSD (начиная с 5.0).
Об этом написано в новости:
Ну, не буду спорить, не могу найти не подтверждения не опровержения этому. Но копилевт ставиться по умолчанию в ОпенБСД? Это странно, нужно будет пощупать.
Вот про это можно подробнее? В чем происходит распыление?
По умолчанию не ставится. Потому что в OpenBSD вообще почти ничего не ставится — ведь надо поддерживать статус самой безопасной ОС в мире :-) НО см. список пакетов («Some highlights»):
* http://www.openbsd.org/48.html — OpenOffice.org 3.2.1
* http://www.openbsd.org/49.html — OpenOffice.org 3.3.0rc9 + LibreOffice 3.3.0.4
* http://www.openbsd.org/50.html — уже только LibreOffice 3.4.1.3
Даже для того, чтобы «скопировать» какие-то фичи из одного проекта в другой, нужны дополнительные усилия. Чтобы поддерживать и тестировать два продукта, нужны доп. ресурсы. Чтобы собирать два продукта, чтобы руководить процессом разработки, чтобы поддерживать инфраструктуру, чтобы обсуждать развитие, даже чтобы «продвигать» конечный продукт… Наверное, таких разговоров бы не возникало, будь один идеальный офисный пакет… но эта иллюзия, какой, наверное, не бывает :-)
Дмитрий, вы наверное не в теме.
Все разработчики, которые готовы были работать для общества под копилевт лицензией, из АОО уже ушли, остались лишь самые упорные. И эти люди не пойдут разрабатывать ЛО. В лучшем случае, они найдут себе другой проект под Apache и продолжат спокойно работать. Но вероятнее всего, они сделают форк типа OOffice.(три буквы) и будут дальше пытаться оживить труп эзотерическими методами, по дороге троля вкладчиков ЛО и TDF за то, что они продали идеалы Oracle и Apache.
Копировать из АОО уже нечего, всё уже давно скопировано и 100 раз переписано. И проект АОО живёт лишь тем что исправляет баги. Так что есть АОО, нет АОО, для проекта ЛО это не имеет значения.
Тестирование в обеих проекта на критические ошибки делается автоматически при помощи макросов. Человеческий ресурс, который пишет в багзилу, нужно туда ещё загнать. Опять же, люди, которые поддерживают до сих пор АОО, вряд ли пойдут строем помогать тестировать ЛО.
Сборка продуктов (да и вообще вся инфраструктура) делается на разный серверах никак не зависящих друг от друга. Умрёт АОО, фонд Апаче не передаст сервера TDF (да даже право управления брендом), хотя бы потому что в финансовом плане они слабее TDF, а проектов у них больше. А про людей я уже не раз сказал.
По поводу маркетинга, я сомневаюсь что ЛО нужны люди, которые за пять лет смогли только потерять вкладчиков, а их деятельность невидна ни кому. И я не вижу даже локальных команд маркетинга, которые, возможно были бы действительно интересны ЛО.
Единственное, что принесёт официальная смерть АОО, так это то что на инфраструктуру TDF и команду поддержки ЛО упадёт огромное количество новых пользователей. А так как Апаче ресурсами не поделиться (смотри выше почему), то это только дополнительные расходы для TDF. А люди, как я уже не раз говорил, это не управляемый ресурс, хотят — помогают, не хотят — не помогают.
Так что я не понимаю, где сейчас есть распыление, и как оно закончиться.
ЗЫ:
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0164121213002744
http://standardsandfreedom.net/index.php/2014/09/26/reunification/
http://www.linux-magazine.com/Online/Blogs/Off-the-Beat-Bruce-Byfield-s-Blog/OpenOffice-A-Project-in-Search-of-an-Exit-Strategy
https://www.openhub.net/p/libreoffice
https://www.openhub.net/p/openoffice
Про каких пользователей речь — конечных? Среди них нет потенциальных спонсоров для TDF? Это ведь более-менее связанные вещи, особенно в контексте подобных продуктов и того факта, что AOO устарел для большинства «обычных» пользователей (не «корпоративных» со своими стандартами и архаизмами), которые вместе с течением временем и политикой дистрибутивов уже перешли на LO. А даже если нет — разве TDF не заинтересована в большем числе пользователей своего продукта?
Про те же баги, которыми только и живёт AOO: разве хуже, чтобы все баги были в одном месте (багтрекере LO), управлялись и исправлялись одними командами? А не фиксились в одном месте, потом переносились в другое, что всё равно накладнее — ведь есть лишняя «прослойка» в цепочке. Ещё и следить надо за тем вторым проектом, чтобы увидеть это исправление и понять его актуальность перед тем, как забрать (иначе возможна другая дополнительная трата усилий — создание багфикса своими силами вместо использования готового).
У меня нет времени проверять ваши источники: как человеку, близкому к теме, по умолчанию вам доверяю :-) Ваша позиция в целом ясна и она во многом справедлива, но, как мне кажется, не до конца, в контексте «дополнительных расходов», о которых я тут писал. После этого вашего подробного комментария (спасибо за развёрнутые пояснения!) соглашусь, что они не так велики, как можно подумать, но так и не могу согласиться с их отсутствием :-)
Интерес к AOO со стороны применителей долгое время подогревался тем, что именно ему IBM передала свои наработки из её ликвидируемого проекта Lotus Symphony. Он начал пропадать, когда стало ясно, что эти наработки в AOO не будут интегрированы в обозримом будущем. Так что на самом деле, если AOO будет действительно закрыт, мы можем поставить крест на надежде когда-нибудь увидеть табы в Libre’вом Writer’е.
Я так оснований для радости в этом не вижу…
Не говоря уж о том, что AOO остаётся востребованным для обладателей не очень мощных машин, в том числе с 32-битными дистрибутивами. Собственного опыта у меня нет, но, по многочисленным отзывам, он в этих условиях работает быстрей и стабильней, чем LO.
Ну а про то, что не для всех разработчиков приемлема GPL, уже сказано предыдущим оратором.
Лично мне хотелось бы верить в появление форка, освобождённого от Draw, Impress и прочей бижутерии — только Writer и Calc.
По-хорошему нужным фичам лучше быть опциями одного продукта. Но он, конечно, распухнет тогда, а иначе не бывает при удовлетворении запросов каждого… :-) Из очевидного, «более» альтернативного, есть ещё AbiWord (надеюсь, он жив и поддерживает актуальные форматы) и Calligra (не в курсе, что с требованиями к ресурсам).
И AOO, и LO пухлы по определению, из-за своего дезигна, унаследованного от SO: огромный общий модуль, управляющий всем, и мелких модулей ворд-процессора, эл. таблицы, рисовалки etc. Во времена SO это было оправданно: его можно было использовать поверх голых Иксов, без всяких WM и DE. Нынче — анахронизм.
Abiword вполне себе жив, иногда обновляется и во многих случаях достаточен. Я его применял долгое время, пока не столкнулся с ошибкой, редкой, но для меня критической: при стечении некоторых обстоятельств он некорректно генерит ODT из HTML, и исправить это можно только прямой правкой XML-исходника. Вот про это дело: http://alv.me/abiwordu-net/
Если бы не это — продолжал бы его юзать. Тем более, что Gnumeric — замечательная таблица, по части технических графиков и функций и AOO, и LO до неё что до Гонолулу омарам.
Calligra не глядел давно, но, по слухам, как в бытность её KOffice криво работала с ODT, так воз и ныне там.